| |||||||||||||||
Mitsubishi J2M3 "RAIDEN" | |||||||||||||||
"Удар грома"Перед началом второй мировой войны командование авиацией ВМФ Японии разработало новые требования, к истребителю-перехватчику, действующему с наземных аэродромов. Этот документ получил название - спецификация 14-Ши. В этом документе предъявлялись требования которые были революционными для авиации Японии. Впервые предпочтение отдавалось скорости и скороподъемности, а не маневренности и дальности полета. Требовалась скорость 600 км/ч на высоте 6000 м, причем эта высота должна достигаться не более чем за 6,5 минут. Жесткие требования предъявлялись к посадочным характеристикам. Скорость посадки не должна превышать 130 км/ч, а длина разбега 300 м. Новый перехватчик предполагалось вооружить двумя пушками и двумя пулеметами. Требования военных не стали неожиданностью для авиастроителей Японии. Конструктор фирмы "Митсубиши", Дзиро Хорикоши начал разработку самолета с подобными характеристиками еще в 1938 году. Однако все усилия фирмы в этот момент были направлены на разработку палубного истребителя А6М "Зеро". Дзиро Хорикоши смог вернуться к своей разработке только в конце 1939 года. Новая машина получила фирменное обозначение М20. На самолет предполагалось поставить двухрядный звездообразный двигатель Митсубиши "Касей" 13 мощностью 1430 л. с. Для лучшего обтекания капота двигателю сделали удлиненный носок. Для лучшего охлаждения на вал установили небольшую крыльчатку. В конструкции крыла применили новинку 1939 года - ламенированный профиль. Доводка прототипа проходила медленно и с большими осложнениями. Поэтому самолет впервые поднялся в воздух только 20 марта 1942 года. Он получил обозначение J2M1. Сразу выяснились множество недостатков. Большие нарекания вызвала узкая и неудобная кабина. Обзор летчика был отвратителен. Все обнаруженные недостатки устранялись на последующих трех прототипах. Следующий самолет, получивший военное обозначение J2M2 больше удовлетворял морских летчиков. Для улучшения обзора укоротили носовую часть. Это удалось благодаря новому двигателю MK4R-A "Касей" 23а мощностью 1800 л. с. Вместо трехлопастного винта установили четырех лопастной. Вооружение новой модификации состояла из двух синхронных пулеметов калибра 7,7 мм, и двух пушек калибра 20 мм в крыльях. В конце 1942 года J2M2 был принят на вооружение авиации ВМФ Японии как "Истребитель-перехватчик Тип 2 модель 11" и получил имя "Рэйден" (Удар грома). Передача самолета в войска затянулась из-за многочисленных недоработок. К концу 1943 года вместе с прототипом насчитывалось 14 машин. Через год их было уже 141. параллельно начался выпуск новой модификации J2M3. Он отличался только вооружением. Синхронные пулеметы отсутствовали, а в крыле размещались 4 20 мм пушки, с меньшей начальной скоростью снарядов. Затянувшаяся доводка самолета и постоянные неполадки привели к тому, что командование авиацией флота отдало предпочтение другому перехватчику - Каваши N1K "Шиден". Однако производство и совершенствование "Raiden" продолжалось. Появилось две новые модификации. J2M4 Модель 34 получила новый двигатель "Касей" 23с (MK4R-C) c турбо нагнетателем. Применение нагнетателя позволило сохранять мощность в 1420 л. с. до высоты 9200 м, скорость составляла 582 км/ч. Изменилось вооружение. Появились две наклонные пушки за кабиной пилота. Такой самолет представлял реальную угрозу для американских В-29, совершавших налеты на Японию. К счастью для американских летчиков эта модификация не пошла в серию из-за проблем с производством моторов. Вместо этого двигателя на следующей модификации J2M5 использовали двигатель NK4U-A "Касей" 26а с трехступенчатым механическим нагнетателем. Эту модификацию обозначили J2M5 Модель 33. На взлете двигатель развивал 1800 л. с., с увеличением высоты мощность падала и на высоте 7200 м составляла 1310 л. с. Эта модификация поступила на испытания в мае 1944 года. В связи с возросшими потребностями в перехватчиках производство "Рэйденов" было начато на государственном заводе в городе Коза. Не прекращающиеся неполадки самолета и недостаток сырья для производства сильно повлияли на боевое применение машины. Тем не менее, эти машины представляли серьезную угрозу для американских бомбардировщиков. Впервые американцы столкнулись с J2M в боях над Марианскими островами в сентябре 1944 года. Подводя итог, можно сказать, что это были скоростные самолеты, с хорошей скороподъемностью. Основной недостаток этих машин техническая ненадежность. Всего заводы "Митсубиши" выпустили 476 самолетов разных модификаций. Еще несколько десятков машин модификации J2M5 выпустил государственный завод в городе Коза. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
http://www.valler.narod.ru |